воскресенье, 5 января 2014 г.

На пути к крепостному праву :: NoNaMe

На пути к крепостному праву
В 2014 году в России начинает действовать закон, который позволит не только штрафовать, но и отправлять в колонии людей за нарушение правил регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Соответствующий законопроект президент Владимир Путин внес в Государственную Думу России в начале 2013 года. Несмотря на возражения правозащитников и экспертов, включая членов президентского Совета по правам человека, в декабре в почти неизменном виде этот закон был принят.
----------------------<cut>----------------------
Закон появился под предлогом борьбы с "резиновыми квартирами" и незаконной миграцией. Из пояснительной записки к нему следует, что ежегодно в стране выявляются "многие тысячи жилых помещений ("резиновых домов"), в которых регистрируются сотни тысяч граждан без намерения вселения", при этом "многие из таких граждан уклоняются от исполнения ими конституционных обязанностей".
"Вы не платите налоги, скрываетесь от военкоматов, судов, судебных приставов и мешаете "другим государственным органам исполнять возложенные на них функции" – читается между строк пояснительной записки к президентскому законопроекту. Поэтому вас следует, во-первых, сосчитать, а во-вторых, припугнуть. И штрафом, и сроком до трех лет.
Педалируя принятие этого закона, его идейный вдохновитель – президент Владимир Путин говорил и о необходимости разобраться с незаконной миграцией, однако, по мнению руководителя Сети "Миграция и Право" правозащитного центра "Мемориал" Светланы Ганнушкиной, эта цель с принятием закона достигнута не будет:
"С проблемами не надо бороться, проблемы надо решать, а мы, к сожалению, все время с проблемами боремся, – говорит Светлана Ганнушкина. – А боремся, это значит, что мы применяем репрессивные меры вместо того, чтобы провести анализ и понять, почему возникает та или иная проблема. Проблема "резиновых" квартир, и это я лично объяснила господину Путину, возникает потому, что в других законах регистрация по месту жительства становится на пути реализации прав. Например, люди приезжают в Россию по программе добровольного переселения, и как будто бы они едут туда, куда хочет государство, куда их приглашают, их признали соотечественниками, значит, государство хочет именно этих людей пригласить к нам в страну.
Однако самое главное, что дает эта программа, она дает возможность получить российское гражданство, но на пути к этому российскому гражданству стоит требование о регистрации по месту жительства. Человек приезжает в регион, куда его пригласили, либо он снимает там жилье, в этом жилье его не зарегистрируют постоянно, понятно, хозяева этого не сделают, потому что они не хотят его навсегда, и они ему не очень доверяют, что он оттуда снимется с регистрации, когда в этом уже не будет необходимости, или ему дают общежитие, и в общежитии его тоже не регистрируют по месту жительства. Значит, вот это отсутствие регистрации становится на пути к гражданству. Каждому хочется именно это получить, это самое главное, что дает эта программа. И вот находится добрый человек, который регистрирует у себя, рискуя тем, что потом будет сложно человека с этой регистрации снять, и понимая, что жить он у него не будет. Ну, так что нужно делать, чтобы не было "резиновых" квартир? Нужно убрать из закона о гражданстве требование о регистрации по месту жительства для подачи документов на гражданство тем, кто приехал по программе добровольного переселения, а не вводить дополнительные санкции".
Закон создает парадоксальную ситуацию: при постановке на регистрационный учет иностранцы оказываются в лучшем положении, чем российские граждане
Сомневается в целесообразности введения в действие закона, ужесточающего правила регистрации по месту жительства и месту пребывания, и Вячеслав Поставнин, в недавнем прошлом заместитель директора ФМС РФ, а ныне президент фонда "Миграция – XXI век". Он, в частности, обращает внимание на то, что закон создает парадоксальную ситуацию: при постановке на регистрационный учет иностранцы оказываются в лучшем положении, чем российские граждане. Во-первых, потому что они могут вставать на миграционный учет через почтовые отделения, что для граждан России не предусмотрено, а во-вторых, у иностранцев остается возможность вставать на миграционный учет по месту пребывания в нежилом помещении.
"Этот закон бьет прежде всего по людям, которые живут в соседних с Москвой областях, под Санкт-Петербургом и так далее, рядом с крупными городами. По российским гражданам он бьет, по мобильности местных граждан, – говорит Поставнин. – И значит, приедут еще внешние мигранты, которым не привыкать жить нелегально и платить взятки. Мы еще больше коррумпируем наши правоохранительные органы. Я вообще не вижу ни одного положительного момента в этом законе".
Если закон начнет действовать в неизменном виде, первыми нарушителями окажутся те, кто на неделе приезжает работать в большие города, а в выходные возвращается домой. Потому что никакие штрафы и угрозы не заставят жителя Твери, например, который работает и живет всю неделю в Москве, регистрироваться по месту пребывания. Хотя бы потому, что на эту регистрацию уйдет, по меньшей мере неделя, в конце которой он вернется к себе в Тверь.
Однако, по словам члена президентского Совета по правам человека Евгения Боброва, положения, предусматривающие привлечение к ответственности за отсутствие регистрации, сформулированы таким образом, что фактически вводят презумпцию виновности для граждан и провоцируют рост коррупции в правоохранительных органах.
"Недобросовестные сотрудники милиции и участковые будут вымогать взятки, проходя и в жилом фонде, и устраивая проверки на улицах,– считает Евгений Бобров. – Придумали, в Уголовный кодекс ввели понятие "фиктивной регистрации", по которому сумасшедшие штрафы, вплоть до лишения свободы. Совершенно ненужное понятие, и можно так каждого под эту гребенку загрести, объявить преступником. А самое страшное, что там концептуально неправильный подход заложен. То есть – есть у сотрудника полиции основания подозревать тебя в проживании без регистрации, и ты должен документ показать. Если ты его не показываешь или у тебя действительно нет регистрации – все, ты правонарушитель. И только если у тебя есть документ о том, что ты зарегистрирован в собственности в другом населенном пункте, Московской области или Ленинградской, или либо у тебя члены семьи, родственники, и ты проживаешь у них, но не зарегистрирован, то тогда ты не правонарушитель. То есть все равно тебе протокольчик выпишут, а ты уже потом пойдешь в группу разбора со всеми этими документами, кто родственник, какое у тебя жилье, и будешь доказывать, что ты не верблюд".
Противники закона солидарны: он, если и не возвращает Россию к крепостному праву, то уж прописку восстанавливает точно. А главное: предложенные нововведения никак не повлияют на существующее положение дел. "Резиновые квартиры" никуда не денутся, фирм, предлагающих помощь в регистрации, не убавится, нелегалы как приезжали, так и будут приезжать, а желающие скрыться от органов – скроются.
"Государство ставит нас в такое положение, что мы все должны чувствовать себя как безбилетный пассажир в трамвае, – сетует Светлана Ганнушкина. – В любую минуту нас за что-то могут привлечь к ответственности. Появится контролер – и мы все окажемся в чем-то виноваты. Нужно делать так, чтобы люди могли легализоваться, могли легально работать, и начинать надо, конечно, не с мигрантов, надо начинать с работодателя".
В свою очередь авторы законодательных инициатив продолжают заявлять, что закон не подменяет понятия уведомительного характера регистрационного учета граждан Российской Федерации и "никоим образом не ограничивает права граждан", связанные с частной собственностью, жилищные, а также иные права, предусмотренные Конституцией.
Марьяна Торочешникова

Комментариев нет:

Отправить комментарий