Абсент – алкогольный напиток с богатым культурным наследием и ритуалом потребления, обставленным специфической атрибутикой и аксессуарами. Абсент производят на основе цветков и листьев полыни, зеленого аниса, фенхеля, лакрицы, кориандра и еще нескольких трав, которые придают напитку натуральный зеленый оттенок. Он отличается высокой крепостью и горьким вкусом, поэтому в традицию употребления абсента вошло разбавление спирта водой: ее льют поверх кусочка сахара, лежащего поверх рюмки на специальной перфорированной ложке.
----------------------<cut>----------------------
Богемный шик абсента
Абсент был впервые произведен в конце восемнадцатого века и спустя полвека стал статусным напитком среди европейской богемы и аристократии. Первоначально он изготавливался на основе винных спиртов, однако в пятидесятых годах девятнадцатого века большая часть французских виноградников была уничтожена филлоксерой, вследствие чего производители перешли на спирт из зерновых культур. Это существенно удешевило производство, и к концу девятнадцатого века абсент утратил былую элитарность и стал доступен широкому кругу потребителей. Популяризация абсента привела к развитию производства аксессуаров для его сервировки – специальных бокалов, перфорированных ложек для сахара, графинов и "абсентовых самоваров".
Из-за содержащегося в полыни туйона абсент обладает легким наркотическим действием. Кроме того абсент считался афродизиаком, и благодаря этим свойствам напиток стал культовым в богемной среде Западной Европы. Приверженцами абсента были Винсент ван Гог, Оскар Уальд, Эрнест Хемингуэй, Шарль Бодлер и Анри де Тулуз-Лотрек. Наркотическое опьянение абсентом сравнивали с чарами «зеленой феи», которая стала персонажем многих поэтических и художественных произведений середины 19-го-начала 20-го века. Благодаря этому образу абсент считался «дамским» алкоголем, то есть его было не зазорно заказывать женщинам, посещающих кафе и кофейни. Справедливости ради, крепость у напитка была совсем не "дамская", тем более что женщины, стремящиеся сохранить тонкость стана посредством корсета, пили абсент неразбавленным.
Выраженный травяной аромат напитка оказался очень привлекательным для кошек, что нашло отражение в рекламных плакатах и на почтовых открытках того времени.
Тара и аксессуары
Изначально абсент подавали в обычных прозрачных рюмках с графином воды. При смешивании спирта с водой в бокале происходит химическая реакция с выделением эфирных масел, вследствие чего напиток становится мутно-белым, с легким внутренним свечением. По мере роста популярности абсента аксессуары, окружающие его потребление, становились все более разнообразными и изысканными в оформлении. Особенно богатым и вычурным декором отличались перфорированные ложки, предназначенные для растапливания сахара. Иногда вместо ложки подавали металлическое ситечко на коротких ножках, которое также крепилось на бортик бокала.
Как и в современной алкогольной промышленности, сто лет назад производители абсента уделяли особое внимание созданию и поддержанию образа торговой марки. Благодаря этому ложки для абсента очень часто становились рекламным сувениром с маркировкой логотипа или названия торговой марки абсента. В то же время, они ценились и как туристический сувенир; доказательством могут служить ложки, дизайн которых был разработан в честь открытия Эйфелевой башни во время всемирной торговой ярмарки 1889-го года.
Интересно происхождение двух ложек в виде листиков: правая, считающаяся одной из дорогих ложек в истории абсента, была изготовлена по специальному заказу престижного и статусного ресторана, тогда как левая изготовлена вручную из стреляной гильзы — абсент был чрезвычайно популярным напитком у солдат, воевавших в Северной Африке.
Еще одним важным аксессуаром для сервировки абсента стали графины и кувшинчики. Вода в них обязательно должна была быть ледяной, а вот относительно способа смешивания со спиртом у потребителей абсента были разные предпочтения – некоторые вливали воду тонкой струйкой, другие – буквально по капле. Этим объясняется наличие нескольких дырочек в верхней части графина: зажимая одну или несколько из них, можно регулировать интенсивность потока.
В питейных заведениях нашли распространения «абсентовые фонтаны» — похожие на самовар емкости с несколькими поильниками, подвешиваемые над столами. Так компания любителей абсента могла предаваться общению с «зеленой феей», не отвлекаясь на приготовление очередной индивидуальной порции напитка.
Злая фея
Систематическое употребление абсента приводило к плачевным последствиям, поскольку проявления "обыкновенного" алкоголизма усугублялись психической зависимостью и даже галлюцинациями. В связи с этим перед самым началом Первой Мировой войны по Европе прокатилась волна законодательных запретов производства и употребления абсента. После войны производство абсента сохранилось лишь в Испании, но к 60-м годам этот алкогольный напиток вышел из моды, и производство было остановлено не по причине государственной санкции, а из-за отсутствия спроса.
В конце 20-го века алкогольным компаниям снова удалось вызвать дух «зеленой феи», однако вследствие принципиального изменения технологии, в современном абсенте вообще не осталось галлюциногенного туйона. Абсент, который сегодня можно купить в европейских супермаркетах и винных магазинах, не имеет ничего общего с продуктом, изготовленным из травяного сырья, настоянного на винном спирте – теперь это обычная горькая настойка, продаваемая по необоснованно высокой цене. Это не мешает производителям эксплуатировать старинный «запретный» образ напитка, а также выпускать фирменные аксессуары. В частности, они воспроизвели дизайн ложки для сахара, разработанный Тулуз-Лотреком (справа от ложки с эдельвейсом на ручке). Хранить коллекционные ложки предлагается в кубке – реплике старинных ваз, в которых хранились ложки для абсента во французских питейных заведениях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий