Неизбежность Ленина
Ходок из Рязанской губернии ведает свою печаль депутату Госдумы (фото Н.Ольшанского)
21 января исполнится 90 лет со дня смерти В.И.Ленина. Не знаю, как это отметят наши государственные СМИ. Возможно, покажут гнусный фильм Сокурова «Телец». За последние 25 лет имя вождя смешали с грязью. И даже левая или считающая себя таковой часть нашего общества, вполне адекватно оценивающая заслуги Сталина, вычеркивает Ленина из своего сознания и истории нашей страны, повторяя либеральные бредни о его жестокости, о каких-то его приказах расстрелять попов и проституток. И это говорят те добряки, кто своих оппонентов в соцсетях готов вздернуть за мнения, не совпадающие с их собственными!
Я ничего не собиралась писать по поводу приближающейся даты, но тут увидела фотографии из экспозиции Государственного исторического музея о 72-дневной жизнедеятельности Первой Госдумы, избранной в 1906 году.
Вот достойный господин сидит на скамейке и милостиво выслушивает стоящего перед ним крестьянина – шапка в руке, босые ноги. Ходок из Рязанской губернии ведает свою печаль депутату Госдумы (фото Н.Ольшанского).
Как много в этой картине сказалось! Мужик даже без лаптей. Ноги отечные. А барин даже не соизволил предложить ему присесть на краешек скамейки (подальше от себя, чтобы не вонял). И вы удивляетесь, что такое положение однажды взорвалось?
В избе голодающего крестьянина
Вранье о России, которую мы потеряли
Мы ленивы и нелюбопытны, поэтому мало что знаем о жизни потерянной Говорухиным России.
«Разве что в воображении живущих в альтернативной реальности граждан или в описаниях платных пропагандистов ситуация в «Россия которую мы потеряли» представляется чуть ли не раем земным. Описывается это примерно таким образом: «До революции и коллективизации кто хорошо работал, тот хорошо жил. Потому что он жил своим трудом, а бедными были лентяи и пьяницы. Кулаки были самыми работящими крестьянами и самыми лучшими хозяевами, поэтому и жили лучше всех».
Далее следует плач про «Россию-кормящую-всю-Европу-пшеницей» или, в крайнем случае, пол-Европы, «в то время как СССР хлеб ввозил». Таким шулерским образом пытаются доказать, что путь социализма СССР был менее эффективен, чем путь царизма. Потом, естественно, про «хруст французской булки» (как упоительны в России вечера-а-а – ЛГ!), предприимчивых и сметливых русских купцов, богобоязненный, добросердечный и высокоморальный народ-богоносец, который испортили гады-большевики, «лучших людей, погубленных и изгнанных большевиками». Подобные сусальные сказки появилась тогда, когда подавляющиее тех, кто помнил, как оно было на самом деле, умерли или вышли из возраста, в котором от них можно получать адекватную информацию. К слову, любителям поностальгировать о прекрасных дореволюционных временах в конце 30-х годов простые граждане легко могли без всяких парткомов чисто по-деревенски «начистить рожу», настолько воспоминания о «потерянной России» были свежи и болезненны.
О ситуации в русской деревне до Революции до нас дошло огромное количество источников - как документальных сообщений и статистических данных, так и личных впечатлений. Современники оценивали окружающую их реальность «богоносной России» не просто без восторгов, но и попросту находили её отчаянной, если не сказать страшной. Жизнь среднего русского крестьянина была исключительно суровой, даже более того – жестокой и беспросветной.
Сибирь. Голодающая семья отправляется "на урожай"
Голод народа – от малоземелья
Вот свидетельство человека, которого трудно упрекнуть в неадеватности, нерусскости или нечестности. Это Лев Толстой. Вот как он описывал свою поездку по нескольким десяткам деревень разных уездов в самом конце 19 века:
«Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить.
Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. На 10 дворов здесь 4 лошади и 4 коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", - говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи"...
Я попросил разменять мне 3 рубля. Во всей деревне не нашлось и рубля денег... Точно так же у богатых, составляющих везде около 20%, много овса и других ресурсов, но кроме того в этой деревне живут безземельные солдатские дети. Целая слободка этих жителей не имеет земли и всегда бедствует, теперь же находится при дорогом хлебе и при скупой подаче милостыни в страшной, ужасающей нищете...
Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. 3-летняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то вроде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором... Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей...
Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа. Прежде всего он - и это знает всякий мужик - он
1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.
2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.
3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.
4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.
5) от чиновников, угнетающих народ.
6) от податей.
7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.
Толпы голодающих в поисках пищи
Лебеда? Да у нас это каждый год!
Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже... На лучших землях не родилось почти ничего, только воротились семена. Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна. Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют»
Ну что, любители «России-которую потеряли», впечатляет?
В. Г. Короленко, много лет проживший в деревне, бывавший в начале 1890-х годах в других голодавших районах и организовывавший там столовые для голодающих и раздачу продовольственных ссуд, оставил характерные свидетельства государственных служащих: «Вы свежий человек, натыкаетесь на деревню с десятками тифозных больных, видите, как больная мать склоняется над колыбелью больного ребенка, чтобы покормить его, теряет сознание и лежит над ним, а помочь некому, потому что муж на полу бормочет в бессвязном бреду. И вы приходите в ужас. А «старый служака» привык. Он уже пережил это, он уже ужаснулся 20 лет назад, переболел, перекипел, успокоился... Тиф? Да ведь это у нас всегда! Лебеда? Да у нас это каждый год!..».
Обратите внимание, что речь идёт не об единичном случайном событии, а о постоянном и жестоком голоде в русской деревне.
«Я имел в виду не только привлекать пожертвования в пользу голодающих, но еще поставить перед обществом, а может быть и перед правительством, потрясающую картину земельной неурядицы и нищеты земледельческого населения на лучших землях.
У меня была надежда, что, когда мне удастся огласить все это, когда я громко на всю Россию расскажу об этих дубровцах, пралевцах и петровцах, о том, как они стали "нежителями", как "дурная боль" уничтожает целые деревни, как в самом Лукоянове маленькая девочка просит у матери "зарыть ее живую в земельку", то, быть может, мои статьи смогут оказать хоть некоторое влияние на судьбу этих Дубровок, поставив ребром вопрос о необходимости земельной реформы, хотя бы вначале самой скромной»...
Интересно, что скажут на это любители поописывать «ужасы голодомора» - единственного голода СССР (за исключением войны, естественно)?
Казаки не дают крестьянам покинуть деревню, чтобы пойти с сумой
«Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаём кровь нашу, то есть мужицких детей»
Один из инициаторов создания монархической организации «Всероссийский национальный союз» Михаил Осипович Меньшиков писал в 1909 году:
«Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят.... Если бы матери питались лучше, если бы наша пшеница, которую ест немец, оставалась дома, то и дети росли бы лучше и не было бы такой смертности, не свирепствовали бы все эти тифы, скарлатины, дифтериты. Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаём кровь нашу, то есть мужицких детей».
Около 40 процентов крестьянских парней призыва 1871-1901 годов впервые попробовали мяса по поступлении на военную службу. Эти данные привел главнокомандующий генерал В.Гурко (ио начальника штаба Верховного главнокомандующего в 1916-1917 г.г.).
«Население, существующее впроголодь, а часто и просто голодающее, не может дать крепких детей, особенно если к этому прибавить те неблагоприятные условия, в каких, помимо недостатка питания, находится женщина в период беременности и вслед за нею».
«Перестанемте, господа, обманывать себя и хитрить с действительностью! Неужели такие чисто зоологические обстоятельства, как недостаток питания, одежды, топлива и элементарной культуры у русского простонародья ничего не значат? Но они отражаются крайне выразительно на захудании человеческого типа в Великороссии, Белоруссии и Малороссии. Именно зоологическая единица — русский человек во множестве мест охвачен измельчанием и вырождением, которое заставило на нашей памяти дважды понижать норму при приёме новобранцев на службу. Еще 100 с небольшим лет назад самая высокорослая армия в Европе (суворовские “чудо-богатыри”), — теперешняя русская армия уже самая низкорослая, и ужасающий процент рекрутов приходится браковать для службы. Неужели этот “зоологический” факт ничего не значит? Неужели ничего не значит наша постыдная, нигде в свете не встречаемая детская смертность, при которой огромное большинство живой народной массы не доживает до трети человеческого века?».
Голодающие у харчевни в Санкт-Петербурге
Русский мужик...как дурносодержимый скот
Может быть это была общая картина для того времени? Нет. Как обстояли в начале XX века дела с питанием у геополитических оппонентов Российской Империи? Данные по С.Нефедову ("О причинах Русской революции". Сборник "Проблемы математической истории", URSS, 2009 г.):
Французы, например, потребляли в 1,6 раза больше зерна, чем русские крестьяне. И это в климате, где растет виноград и пальмы. Мяса русский крестьянин потреблял в 2 раза меньше, чем в Дании и в 7-8 раз меньше, чем во Франции. Молока - в 2,5 раза меньше, чем датчанин и в 1,3 раза меньше, чем француз. Яиц Иван съедал в 26 раз меньше, чем Жак.
Куры у русских крестьян появились только после 1917 года. До этого кормить кур зерном, которого не хватает твоим детям, было слишком экстравагантно. Поэтому все исследователи и современники говорят одно и то же: русские крестьяне были вынуждены набивать живот всякой дрянью – отрубями, лебедой, желудями, корой, даже опилками, чтобы муки голода были не так мучительны.
«Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он ещё недоедает. ...От плохой пищи народ худеет, болеет, ребята растут туже, совершенно подобно тому, как бывает с дурносодержимым скотом...», - писал монархист Меньшиков. А более половины детей в возрасте до 1 года просто умирало.
Средняя продолжительность жизни в 1913 году, апогее развития царской России - 32,9 года. В то время, как в Англии – 52, Франции – 50, Германии – 49 лет и в среднем в Европе – 49 лет.
При исключительном стечении погодных условий и рекордном для царской России урожае 1913 года было вывезено 530 млн. пудов всех зерновых, что составило 6,3% потребления европейских стран. То есть, речи о том, что Россия кормила всю Европу, не было».
И вы после этого еще будете удивляться тому, что в России появился Ленин?! Он был неизбежен.
Это оправдание исторического существования России.
Ключевые слова: История
Комментариев нет:
Отправить комментарий