среда, 20 ноября 2013 г.

Родину люблю, но государство - ненавижу :: NoNaMe

Родину люблю, но государство - ненавижу
Почему россияне стали хуже относиться к собственной стране.
«На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались...» — метко написал в XIX веке Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
В современной России на патриотизм тоже напирают (видимо, по той же причине). Только патриотов от этого становится все меньше. Об этом говорят данные исследования «Левада-центра». Если в октябре 2000 года 77% респондентов говорили, что считают себя патриотами России, то к октябрю 2013 года их число снизилось до 69%. А доля тех, кто себя патриотом не ощущает, увеличилась с 16% до 19%.
----------------------<cut>----------------------
За последние 13 лет изменились и представления о патриотизме. Около 60% респондентов сегодня говорят о том, что «быть патриотом» — значит просто любить свою страну. Существенно меньше стало тех, кто считает, что патриот должен «действовать во благо страны»,- в 2000-м году таких было 35%, а сейчас 21% опрошенных.
То, что «на патриотизм напирают», заметили 42% опрошенных «Левада-центром». По их мнению, чиновники в последнее время стали больше говорить о росте патриотизма в стране. В октябре 2012 года Владимир Путин подписал указ, которым в администрации президента создано управление по общественным проектам в рамках совершенствования госполитики «в области патриотического воспитания». Управление учит патриотизму чиновников из администраций регионов, собирая их на семинары в Подмосковье. В том же духе действует новый министр обороны Сергей Шойгу — он распорядился, чтобы военнослужащие каждое утро начинали с исполнения гимна России.
Словом, куда не глянь, — «напирают». Только рост реальных патриотических настроений почему-то замечают всего 24% сограждан.
Почему у россиян уменьшилась любовь к Родине?
- Блеск патриотизма, который в последнее время наблюдается у госслужащих высшего ранга, на ощущения граждан мало влияет, — считает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. — Люди устали от слов о патриотизме, они не видят, чтобы эти слова подкреплялись реальной политикой государства. Впрочем, специально этот аспект мы не изучали. Речь в исследовании шла о готовности людей сделать что-то полезное для страны. Так вот, степень такой активности, по сравнению с концом 1990-х, существенно снизилась. Думаю, дело в том, что политика в новом тысячелетии все больше делается чиновниками, и все меньше к ней привлекается население. Усилия и стремления россиян сделать что-то полезное для государства были не востребованы на протяжении более чем 10 лет. В итоге, и предложение граждан в этом направлении несколько снизилось. Можно сказать, люди стали меньше думать о Родине, и больше — о себе...
- Патриотизм не насаждается сверху, а является результатом правильной социализации, — отмечает заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский. — Гражданин еще ребенком начинает понимать, что у него имеется общая идентичность не только в ближайшем окружении, но и со страной в целом.
Национальная идентичность — по современным представлениям — не должна ограничиваться этносом или социальной группой. Не должно воспитываться ощущение, что мы — элита, которая хорошо живет, а как живут остальные — нас не интересует. Уже по перечисленным критериям понятно, что именно национальная идентичность в России разрушается.
У нас — несмотря на усилия сверху — не формируется и общая гражданская идентичность. Мы даже не можем понять, как себя называть. Термин «россияне» не прижился. На бытовом уровне никто себя так не называет. А другого термина, который мог бы его заменить, нет. Получается, даже сказать о себе — как о гражданах единой страны — не можем.
Родину люблю, но государство - ненавижу
«СП»: — Но многие искренне считают себя патриотами России, разве нет?
- Да, в большинстве своем мы является патриотами. Но нам не просто многое не нравится в России. Нам не нравится, что у каждого из нас нет общей идентичности со всей страной, со всеми, кто в ней живет. Речь вовсе не о том, что ощущение единства должно быть полным. Каждый вправе понимать, к какой семье он относится, к какой социальной и этнической группе. Но в современном мире принято, чтобы у гражданина присутствовало ощущение, что он живет вместе со всеми, поскольку вместе жить эффективнее.
Чисто экономически было бы выгодно ощущать в каждой точке страны, что мы поддерживаем друг друга, вместе продвигаем свою единую валюту на территории, скажем, республик бывшего СССР. И что мы спокойно, с помощью живущих вокруг, развиваем свою экономику.
А что происходит сейчас? Экономику развиваем с помощью мигрантов. В том числе — незаконных. Настроены категорически против них — это наглядно показывает «Русский марш». Получается, даже не можем представить, что способны жить и развиваться вместе без серьезных конфликтов.
Есть еще ряд проблем, которые мешают нам чувствовать себя частью единой социальной общности, которую в современном мире и называет гражданской нацией. У нас гражданская нация не складывается. А она-то и должна, по идее, быть основой патриотизма в демократическом государстве. Принцип тут действует такой: объединяемся именно потому, что мы — граждане одной страны. И все сограждане для нас «свои».
К сожалению, за постсоветский период развития мы растеряли чувство близости с теми, кто живет на нашей территории. Разбиваемся, разделяемся на группы -чаще всего по этническому признаку. На мой взгляд, эта раздробленность — одна из самых главных проблем России.
«СП»: — Можно ли сказать, что отсутствие патриотизма связано с кризисом государственной идеологии?
- Объединять людей в гражданскую нацию должно, прежде всего, государство. Наше государство со своими призывами к патриотизму, на деле, действует деструктивно. Хотя бы потому, что очень плохо относится к семьям. Оно призывает рожать детей — и в то же время создает огромные проблемы с их воспитанием. Реформа образования устранила школу из воспитательного процесса. Что абсолютно неправильно — именно школа должна быть центром массовой социализации детей.
Государство после развала СССР фактически отказалось и от идеологии. На практике это означает, что идеология формируется сама по себе, и в таком виде просто не может сформироваться как единая для всей страны. Советское государство уделяло много внимания формированию четких представлений о мире, о личности, о взаимоотношениях людей. Советская госидеология ставила четкие вопросы и давала на них понятные ответы: что такое советский народ, почему в СССР лучше жить. Можно оценивать эту идеологию по-разному, но результат она приносила.
Андрей Полунин
Родину люблю, но государство - ненавижу
Я РОДИНУ СВОЮ ЛЮБЛЮ
Под Курском соловьи поют,
В Москве зады, как прежде, лижут.. .
Я Родину люблю свою,
Но государство — ненавижу!
Везде ворьё, куда не плюнь,
И всяк из них летит "на царство"...
Я Родину свою люблю,
Но ненавижу государство!
Народу денег не дают,
Ракеты посылают к Марсу.. .
Я Родину свою люблю,
И ненавижу государство!
"Рублёвым" платят по рублю,
Зураб Россией не обижен.. .
Я Родину свою люблю,
А государство — ненавижу!
От "левой" водки все блюют,
В больницу — с собственным лекарством.. .
Я Родину свою люблю,
Но ненавижу государство!
Нам мир навешал столько плюх!
"Спартак" в газетах круче "Барса"...
Я Родину свою люблю,
Но ненавижу государство!
Немцов "курчавит" по Кремлю,
Климентьев, друг его, пострижен.
Ефимыча в упор не вижу,
Поскольку Родину люблю,
А государство ненавижу!
В себе желание давлю
Купить шале вблизи Парижа.
Я государство ненавижу,
Но очень Родину люблю!
Е. Евтушенко
Заплати налоги и живи спокойно
Но каждый рубль как покойник
На эти деньги люди сверху
Нас, всех остальных, превращают в перхоть
Они проводят невнятные реформы
Меняют гаишникам название и форму
Кидают стариков через одно место
Каждый день проверяя, из какого же мы теста!
Здесь типа демократия, на самом деле царство
Я так люблю свою страну...
И ненавижу государство, государство, государство!
Я ненавижу государство, государство, государство!
Заплати налоги и живи спокойно
На эти деньги продолжают войны
Люди делят власть и нефть
Мы пешки в играх, мы не люди, нет!
Плати налоги, живи спокойно,
И похеру на то, живёшь ли ты достойно!
Твое право — заткнуться, молчать!
Ты еще не понял!?
Гони бабки, твою мать!
Определение государства в науке
В. В. Лазаревым предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа».
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения:
«1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и
«2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры»

Комментариев нет:

Отправить комментарий